Аккумулятор для солнечной электростанции важная составляющая, также как и для источника бесперебойного питания. Ведь именно он отвечает за накопление энергии и отдачу ее в нужный момент. Поэтому нужно всегда тщательно подходить к вопросу аккумуляторы для солнечных электростанций – купить. Неправильная покупка – это в лучшем случае разочарование в скором времени, а в худшем не запланированная, дополнительная трата средств.
Вопросы на которые мы постараемся ответить в данной статье:
- Типы аккумуляторов
- Циклический или буферный режим АКБ
- Выбор АКБ для электростанции и ИБП
- Сколько стоит киловатт аккумуляторной энергии
Типы аккумуляторов для СЭС и ИБП
Аккумуляторов используемых в солнечное энергетике относительно много, мы рассмотрим 3 типа “кислотных” AMG, GEL, CARBON и 1 тип LiFePO4 “Литий-железо-фосфатные”. Все четыре типа относятся к необслуживаемым АКБ и имеют разные характеристики эксплуатации. Мы не будем вникать сильно в технологии изготовления, а заострим внимание на их назначение и срок службы, другими словами – какие аккумуляторы используют для солнечных батарей!
Вы должны знать, что все производители аккумуляторов указывают характеристики АКБ при температуре +25 градусов. Это так сказать “Номинальная температура эксплуатации”, любые отклонения от нее влияют на характеристики и срок службы в той или иной степени. Не ленитесь и ознакомьтесь с характеристики АКБ, перед началом эксплуатации!
Аккумулятор AMG
Аккумулятор AMG – кислотный, изготовлен по технологии AGM. Обладают низким уровнем саморазряда, что позволяет их хранить несколько месяцев без подзарядки. Минусовые температуры как правило отрицательно сказываются на емкости АКБ. Что бы не писали производители этих аккумуляторов насчет их цикличности, надо постараться, что бы выжать из акб заявленное число, лучше сразу рассчитывать на половину заявленного.
Реальный срок службы до 5-6 лет, при соблюдении всех условий.
Рекомендованный зарядный ток от 0.1С до 0.2С ( зависит от производителя и ёмкости акб)
Глубина разряда у AMG это 30% (D.O.D.), максимум 50% (D.O.D.) но уже не желательно.
Аккумулятор AMG посмотреть наличие
Аккумулятор AMG рекомендуется использовать только в буферном режиме!
Аккумулятор GEL
Аккумулятор GEL – кислотный, изготовлен по технологии AGM+GEL. Электролит в данных аккумуляторах увязан в гель, на этом всё отличие от выше описанного акб заканчивается, за малым исключением, чуть больше срок службы.
Не плохие АКБ GEL при правильном использовании.
Реальный срок службы до 7-8 лет, при соблюдении всех условий.
Рекомендованный зарядный ток от 0.2С до 0.3С ( зависит от производителя и ёмкости акб)
Глубина разряда у GEL, это 30% (D.O.D.), максимум 50% (D.O.D.) но уже не желательно.
Аккумулятор GEL посмотреть наличие
Аккумулятор GEL рекомендуется использовать в буферном режиме, в редких случаях в циклическом!
Аккумулятор CARBON
Аккумулятор CARBON – кислотный, изготовлен по технологии PURE GEL. Этот тип АКБ уже имеет существенное отличие – все пластины изготовлены по технологии DEEP CYCLE + CARBON, за счет чего достигается высокая цикличность более 3000 и более глубокий разряд. Аккумуляторы CARBON отличаются еще и весом, который на 25% больше чем у описанных выше кислотных акб.
Реальный срок службы в циклическом режиме 7-8 лет, в буферном 14 – 15, при соблюдении всех условий.
Рекомендованный зарядный ток от 0.3С до 0.5С ( зависит от ёмкости акб)
Глубина разряда у CARBON до 70% (D.O.D.).
Аккумулятор CARBON посмотреть наличие
Аккумулятор CARBON рекомендуется использовать и в буферном и в циклическом режиме!
Аккумулятор LiFePO4
Аккумулятор LiFePO4 – Литий-железо-фосфатные, безопасные аккумуляторы для накопления электроэнергии. Используются в системах ИБП и гибридных электростанциях. Зарекомендовали себя надежными высокоцикличными накопителями энергии. Больницы, электротранспорт, хостинги и много других мест, где используются аккумуляторы LiFePO4 -Литий-железо-фосфатные. У данных акб есть один существенный недостаток – стоимость!
Реальный срок службы в циклическом режиме более 15 лет, в буферном более 25, при соблюдении всех условий.
Рекомендованный зарядный ток от 0.5С до 1С ( зависит от производителя )
Глубина разряда у LiFePO4 до 80% (D.O.D.).
Аккумулятор LiFePO4 посмотреть наличие
Аккумулятор LiFePO4 рекомендуется использовать и в буферном и в циклическом режиме!
Вы должны знать, что любой аккумулятор нужно правильно заряжать, а точнее заряжать только рекомендованным током (Ампер) и указанным напряжением (Вольт). Напряжение для буферного режима всегда отличается от напряжения для циклического режима! Перед подключением обязательно ознакомьтесь с характеристиками АКБ и настройте солнечный инвертор или ИБП на нужный ток заряда и напряжение. В противном случае, вы будете не дозаряжать или убивать аккумулятор большим током заряда, в обоих случаях сильно сократите срок службы аккумулятора.
Буферный и циклический режим аккумулятора
Краткий экскурс в режимы работы аккумуляторов, простыми словами:
Буферный режим аккумуляторов – это когда акб используются от случая к случаю, в большинстве случаев когда “пропадает” основная сеть. Аккумулятор постоянно держит заряд, а в момент отключения сети, акб начинает отдавать накопленную энергию, тем самым оберегая электронику и бытовую технику.
- накопители солнечной энергии
- источники бесперебойного питания (ИБП)
- системы аварийного освещения
- лифты
- пожарные и охранные системы
- контрольно-кассовые аппараты
- аварийные системы
и много другое.
Буферный режим рекомендуется для аккумуляторов AMG, GEL.
Циклический режим аккумуляторов – самый “убойный” режим для акб. Как вы знаете “цикл” – это оборот, в нашем случае “разряд/заряд”, каждый производитель в характеристиках пишет, сколько циклов выдержит аккумулятор. Например в случае с гибридной автономной электростанцией, цикл можно прировнять к “дню”.
Вы должны знать, что у любого аккумулятора цикличность всегда тесно связана с глубиной разряда! На представленном выше фото видно как зависимость от глубины разряда (D.O.D.), уменьшает цикличность гелевого акб, т.е срок службы.
- Автономные электростанции
- Электромобили
- Погрузчики
и другое.
Циклический режим рекомендуется для аккумуляторов CARBON, LiFePO4.
Какой аккумулятор лучше для электростанции, ИБП.
Опираясь на полученную информацию, прежде чем купить аккумулятор для электростанции или ИБП, нужно знать несколько параметров:
- Сколько электроэнергии нам нужно? (в кВт)
- Сколько времени должна поддерживаться требуемая нагрузка?
- В каком режиме будут работать аккумуляторы
Зная эти параметры можно уверено покупать АКБ!
Осмелимся дать несколько рекомендаций:
Для ИБП – рекомендуются аккумуляторы AMG или GEL, так как аккумуляторы работают в буферном режиме, и при правильном расчете нагрузки, правильном заряде и температурных условий, их вполне хватит для решения этой задачи, на долгий срок.
Для гибридной солнечной электростанции:
Если массив солнечных батарей равен или превышает пиковую требуемую нагрузку, а аккумуляторы используются как резервный источник питания в моменты отключения основной сети, т.е. буферный режим – однозначно акб AMG, GEL или CARBON.
Если электростанция используется для экономии электроэнергии, т.е. выжимаем из нее всё – CARBON или LiFePO4
Для автономной солнечной электростанции:
Какой бы массив солнечных батарей не использовался, а он конечно должен, не только “вытягивать” создаваемую нагрузку в дневное время суток, но еще и заряжать аккумуляторные батареи, для последующего использования их вечернее и ночное время.
Можно точно сказать, только CARBON или LiFePO4.
Сколько стоит киловатт аккумуляторной энергии?
Здесь мы приведем несколько примеров с занимательными цифрами, другими словами переведем “энергию аккумулятора” в рубли.
Для того, что бы посчитать примерно во сколько рублей вам обойдется киловатт аккумуляторной энергии, нужны следующие данные об аккумуляторе:
- Напряжение
- Ёмкость
- Стоимость
- Рекомендуемая глубина разряда
- Количество циклов
Сразу оговоримся, что расчеты ведем, опираясь на заявленные характеристики завода изготовителя, в реальности, конечно цифры будут другие, но нам же интересно знать – сколько стоит киловатт электроэнергии акб!
Рекомендуем ознакомиться :